Обследование последствий паводков 5 июля 2017 г. на реках Черек Балкарский и Черек Безенгийский
Состав группы: заместитель директора по научной работе, к.ф.-м.н. Р.Х. Калов; ведущий научный сотрудник, к.г.н. М.Д. Докукин; младший научный сотрудник А.В. Хаткутов и младший научный сотрудник Р.Г. Мискарова
Обследование долины р. Черек Балкарский
Обследование показало, что дорога разрушена на участке 71 км на протяжении 300 м (рис. 1).
Рис. 1. Схема расположения участка размыва дороги в долине р. Черек Балкарский (космоснимок WorldView1 от 7 мая 2010 г.)
Большая часть показанного на рис. 1 участка была размыта и занесена отложениями паводка (рис. 2 и 3). Отложения паводка включали валунный материал, что свидетельствует о том, что на этом участке р. Черек Балкарский паводок имел все признаки селевого потока.
Рис. 2. Размытый и занесённый отложениями паводка участок дороги «Урвань-Уштулу» в нижней части
Рис. 3. Размытый и занесённый отложениями паводка участок дороги «Урвань-Уштулу» в средней части
В верхней части участка полотно дороги было полностью смыто, и русло реки подошло вплотную к склону долины (рис. 4). Полотно дороги и подстилающий грунт срезаны на глубину до 2 м.
Рис. 4. Срезанный паводком участок дороги в верхней части
Выше по долине р. Черек Балкарский в результате сравнения с материалами обследования 2016 г. выявлены следы схода селевого потока, сошедшего в мае 2017 г. на полотно дороги (рис. 5).
Рис. 5. Следы схода селевого потока на полотно дороги в 400 м выше разрушенного участка дороги «Урвань-Уштулу» на фотографиях 2016 и 2017 гг.
На протяжении дороги «Урвань-Уштулу» выявлено несколько участков, на которых полотно дороги подмыто и частично обрушено вместе с бетонными ограждениями (рис. 6 и 7).
Рис. 6. Участок дороги с подрезанным полотном дороги и с обрушенными бетонными заграждениями
Рис. 7. Участок со срезанным полотном дороги на половину его ширины
Выявлен участок, который был затоплен паводком, но полотно дороги на котором не занесено крупнообломочными отложениями (рис. 8). Уровень воды в реке поднимался на 1-1,5 м.
Рис. 8. Затапливаемый паводком участок дороги
В результате прохождения паводка практически разрушен пешеходный мост через р. Черек Балкарский, возведённый в 2016 г. (рис. 9).
Рис. 9. Пешеходный мост через р. Черек Балкарский до и после паводка
Крупная глыба, на которой размещена правая опора моста, была подмыта и смещена паводком вниз по течению. На этом участке в русле реки откладывался обломочный материал, принесённый паводком с верхних участков долины.
Обследование долины р. Черек Безенгийский
При обследовании 12 июля 2017 г. были осмотрены участки схода селей в 2014 и 2015 гг. Свежих следов схода селей не обнаружено.
Определено место, где была размыта дорога, и где вновь отсыпано дорожное полотно на протяжении около 100 м (в СМИ отмечено, что это был 60-ти метровый участок дороги) (рис. 10). Этот участок в долине р. Черек Безенгийский расположен выше конуса выноса р. Наратлы в 340 м ниже второго моста. Здесь ширина затапливаемой поймы достигает 180-190 м.
Рис. 10. Схема расположения участка размыва дороги в долине р. Черек Безенгийский
На рис. 11 показан участок дороги, восстановленный после размыва. Грунт для дорожной насыпи выбран из отложений паводка.
Рис. 11. Участок дороги на правом берегу р. Черек Безенгийский, восстановленный после размыва паводком
Для того чтобы отвести русло р. Черек Безенгийский от участка размытой дороги в пойме реки возведена насыпная дамба (гряда) протяжённостью около 100 м (рис. 12).
Рис. 12. Руслоотводящая насыпная гряда в пойме р. Черек Безенгийский
Дорога к альплагерю «Безенги» частично размывалась ещё на одном участке протяжённостью около 15 м на расстоянии 1700 м вверх по дороге (рис. 13).
Рис. 13. Второй участок размыва дороги на левом берегу р. Черек Безенгийский (вид вниз по долине)
В ходе обследования выявлены свежие следы селя на участке около последнего моста (первого сверху) на пути к альплагерю «Безенги» (рис. 14 и 15).
Рис. 14. Отложения селя левого притока р. Черек Безенгийский на участке выхода части потока на дорогу выше моста
Рис. 15. Селевые отложения в русле и по бокам русла левого притока р. Черек Безенгийский, впадающего выше моста
В русловой зоне р. Черек Безенгийский выше моста отсутствуют следы размывов и аккумуляции обломочного материала (рис. 16), как и в русловой зоне р. Мижирги выше слияния (рис. 17).
Рис. 16. Река Черек Безенгийский выше последнего моста
Рис. 17. Река Мижирги выше впадения в р. Черек Безенгийский – вид с береговой морены ледника Безенги
От альплагеря «Безенги» для обследования возможных следов селей 5 июля 2017 г. маршрут был продолжен по тропе на гребне правой береговой морены ледника Безенги (рис. 18 и 19).
Рис. 18. Группа специалистов ФГБУ «ВГИ» в начале пешего маршрута по правой береговой морене ледника Безенги (на переднем плане М.Д. Докукин)
Рис. 19. Р.Х. Калов, Р.Г. Мискарова и А.В. Хаткутов на участке маршрута с видом на ледник Безенги
По сравнению с фотографиями 2016 г. в предполье ледника Безенги не выявлено свежих следов схода селевых потоков (рис. 20)
Рис. 20. Конец языка ледника Безенги и селевые конусы выноса левых притоков без свежих следов селей – вид с гребня правой береговой морены
Выше по маршруту обнаружены новые конусы выноса селей, которых не было в 2016 г. (рис. 21 и 22).
Рис. 21. Конус выноса селя 5 июля 2017 г. левого притока на поверхности ледника Безенги
Рис. 22. Конус выноса селя 5 июля 2017 г. следующего левого притока на поверхности ледника Безенги (в 450 м выше притока см. рис. 21)
Данные маршрутных наблюдений показывают, что следы свежих селей сконцентрированы в зоне, примыкающей к леднику Безенги. Это может свидетельствовать о том, что здесь выпало наибольшее количество осадков.
Селевые потоки с левого склона долины над ледником Безенги сформировали конусы выноса площадью до 9-10 тыс. м2 (нижний приток см. рис.22) и до 25 тыс. м2 (верхний приток см. рис. 23).
Явные следы размывов русловой зоны появляются ниже слияния с р. Мижирги. Это говорит о том, что по отдельности исток р. Черек Безенгийский и р. Мижирги были не в состоянии производить эрозионно-аккумулятивную работу, которая отмечена на участке ниже слияния.